Рассмотрим данный вопрос с точки зрения российского законодательства, регулирующего местное самоуправление. Основным нормативным актом, который регулирует деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее — Закон № 131-ФЗ).
1. Возможность изменения статуса главы городского округа
Согласно Закону № 131-ФЗ, в городском округе может быть установлена одна из двух моделей организации местного самоуправления в отношении главы городского округа:
- Глава городского округа избирается непосредственно населением на муниципальных выборах.
- Глава городского округа избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию.
Таким образом, изменение модели избрания главы городского округа (с замены прямых выборов на назначение по контракту) допускается законодательством, однако это требует соблюдения определенных процедур и условий, установленных законом.
2. Полномочия представительного органа
Представительный орган муниципального образования (совет депутатов) обладает полномочиями по утверждению устава муниципального образования, который является основным документом, определяющим структуру и порядок формирования органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона № 131-ФЗ, изменение порядка избрания главы городского округа осуществляется через внесение изменений в устав муниципального образования.
3. Процедура изменения устава
Для внесения изменений в устав городского округа, которыми изменяется статус главы городского округа, необходимо строгое соблюдение установленной процедуры:
- Проект изменений в устав должен пройти публичные слушания. Это предусмотрено статьей 28 Закона № 131-ФЗ.
- Решение о внесении изменений в устав принимается большинством от установленного числа депутатов представительного органа.
Если решение было принято без соблюдения данной процедуры (например, без проведения публичных слушаний или без надлежащего голосования), то оно будет незаконным.
4. Ограничения при изменении статуса главы
Существует еще один важный аспект — срок полномочий действующего главы городского округа. В соответствии со статьей 36 Закона № 131-ФЗ, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования возможно только по основаниям, установленным федеральным законодательством. Это означает, что если на момент принятия решения новый глава городского округа уже был избран непосредственно населением на муниципальных выборах, то решение представительного органа о введении новой модели управления не может применяться к действующему главе до истечения срока его полномочий.
Иными словами:
- Прямо избранный населением глава городского округа сохраняет свои полномочия до окончания срока, на который он был избран.
- Новая модель избрания главы (через конкурс и назначение) может быть применена только к следующему главе.
Если совет депутатов принял решение, которое фактически досрочно прекращает полномочия действующего главы, это будет являться нарушением закона.
5. Заключение
В целом, решение совета депутатов об изменении статуса главы городского округа может быть законным, если:
- Оно принято в соответствии с процедурой внесения изменений в устав муниципального образования (включая проведение публичных слушаний).
- Оно не нарушает срок полномочий действующего главы городского округа, избранного непосредственно населением.
Если данные условия не соблюдены, то решение может быть признано незаконным в судебном порядке. Заинтересованные лица (например, действующий глава городского округа, жители округа или прокуратура) вправе оспорить такое решение в суде.