Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть несколько аспектов, включая нормы федерального законодательства, регионального законодательства, а также принципы местного самоуправления, определенные Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (№ 131-ФЗ).
Конституционные основы местного самоуправления:
Согласно статье 130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе через выборные органы местного самоуправления. Это означает, что население поселка имеет право участвовать в определении порядка формирования органов местного самоуправления, в том числе через обсуждение проекта устава поселка.
Федеральный закон № 131-ФЗ:
Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает общие принципы организации местного самоуправления. Согласно статье 35 данного закона, порядок формирования представительных органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. При этом сам устав разрабатывается и принимается с учетом мнения населения. Закон допускает как выборы депутатов по одномандатным округам, так и иные формы голосования, например, выборы по пропорциональной системе или по единому округу, если это не противоречит федеральному или региональному законодательству.
Региональное законодательство и его приоритет в регулировании выборов:
В соответствии с федеральным законом, субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные правила, касающиеся порядка выборов в органы местного самоуправления. Если в законе субъекта Российской Федерации (в данном случае — области) прямо указано, что выборы депутатов представительных органов местного самоуправления могут проводиться только по одномандатным избирательным округам, то это правило обязательно для всех муниципальных образований на территории данного субъекта. Таким образом, заявление представителя областной администрации о соответствии выборов только по одномандатным округам может быть законным, если оно основано на нормативно-правовых актах субъекта РФ.
Анализ предложения группы жителей поселка:
Жители поселка предложили использовать пропорциональную систему или единый список по одномандатному округу для выборов поселкового совета. Пропорциональная система предполагает голосование за партийные списки, а не за конкретных кандидатов, что потенциально может противоречить региональному закону, если он жестко ограничивает систему выборов одномандатными округами. Выбор единого списка по одномандатному округу, с другой стороны, также может быть расценен как нарушение, если это не соответствует установленным нормам.
Соответствие заявления представителя администрации законодательству:
Если областной закон о выборах действительно устанавливает, что выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся исключительно по одномандатным округам, то заявление представителя администрации соответствует законодательству. Однако необходимо проверить текст областного закона, чтобы убедиться в наличии такой нормы.
Заключение на предложение группы жителей:
Учитывая изложенное, предложение группы жителей поселка о проведении выборов по пропорциональной системе или по единому списку может быть отклонено, если областной закон о выборах однозначно требует использования только одномандатной системы. Однако, если такого ограничения в областном законодательстве нет, то предложение жителей может быть учтено при доработке проекта устава поселка, поскольку федеральное законодательство не запрещает использование пропорциональной системы или иных вариантов выборов.
Рекомендации:
- Провести юридическую экспертизу регионального законодательства о выборах, чтобы уточнить допустимые системы голосования.
- Если областной закон действительно ограничивает выборы одномандатными округами, разъяснить жителям поселка, что их предложение противоречит действующему законодательству.
- Если ограничений нет, включить предложение жителей в повестку обсуждения проекта устава и рассмотреть его на общем собрании или в рамках работы комиссии.
Таким образом, заявление представителя областной администрации будет соответствовать законодательству только в том случае, если оно основано на действующей норме регионального закона. В противном случае, предложение жителей может быть рассмотрено и включено в проект устава.