Церковный брак часто изображается в художественной литературе как символ традиционных или религиозных ценностей. Один из заметных примеров, где церковный брак играет ключевую роль, – это роман Льва Толстого "Анна Каренина". В этом произведении церковный брак между Анной и её мужем Алексеем Александровичем Карениным является фундаментом, на котором строится начало сюжета.
Анна и Каренин вступили в брак, совершенный по всем правилам русской православной церкви, что в то время было не только символом религиозной верности, но и социальной нормы. Однако, несмотря на церковные обеты и законность брака, Анна чувствует себя несчастной и ограниченной в этих рамках. Её страсть к Вронскому, который предлагает ей куда большую степень эмоционального удовлетворения, ставит под вопрос ценность и устойчивость церковного брака.
Толстой исследует, как социальные и религиозные ожидания могут конфликтовать с личными желаниями и эмоциями, что делает "Анну Каренину" глубоким анализом личной идентичности, свободы и давления общественных норм. В этом контексте, церковный брак показан как конструкция, которая может стать как опорой, так и тюремной камерой, в зависимости от внутреннего мира и выборов персонажей.