Пункт 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на образование. Государство гарантирует доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования; получение образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях на конкурсной основе в пределах государственных образовательных стандартов. Государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В данной ситуации, когда ученики в ответ на вандализм написали на стене музея своё сообщение, можно рассматривать их действия через призму права на самообразование и самовыражение. Однако, это также подпадает под действие других норм права, касающихся порядка общественного поведения и вандализма.
По сути, реакция учеников на надпись "Радищев-плейбой", хоть и понятна с эмоциональной точки зрения, юридически является неправомерным актом, так как они совершили действия, аналогичные действиям первоначальных вандалов, – оставили надпись на здании музея. Вандализм (повреждение имущества) запрещён законом, и даже если мотивы учеников были обусловлены желанием защитить честь исторической личности, это не даёт им права нарушать закон.
С точки зрения образовательных стандартов и права на образование, учащиеся должны были бы использовать другие методы реагирования, которые соответствовали бы закону и образовательным стандартам. Например, они могли обратиться к администрации музея, местным властям или даже организовать акцию по очистке фасада музея от надписей.
Таким образом, хотя действия учащихся можно объяснить с точки зрения чувств и эмоциональной реакции на вандализм, с юридической точки зрения они неправомерны и могут повлечь за собой административную ответственность.