Задача 1
Вопрос: Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности?
Ответ:
В конституционном праве Российской Федерации источниками права являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы (ФКЗ), федеральные законы (ФЗ), нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также решения Конституционного Суда РФ. Рассмотрим каждый из упомянутых источников:
Конституция РФ: Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
ФКЗ и ФЗ: Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и обладают особой юридической силой. Федеральные законы регулируют более широкий круг вопросов и принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ.
Решения Конституционного Суда РФ: Согласно ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ осуществляет конституционный контроль и его решения обязательны на всей территории Российской Федерации. Пункт 13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П указывает, что практика голосования за отсутствующих депутатов нарушает требования Конституции о персональном голосовании (ст. 97 Конституции РФ).
Акты палат федерального парламента: Государственная Дума и Совет Федерации могут издавать постановления по вопросам своей компетенции. Однако такие акты не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
Правовой обычай: В российском праве правовой обычай не является источником конституционного права. Обычаи могут применяться в гражданском праве (ст. 5 Гражданского кодекса РФ), если не противоречат закону или договору, но в конституционном праве они не могут заменять или изменять нормы Конституции или федеральных законов.
Таким образом, Постановление Государственной Думы об установлении обязательного голосования за отсутствующих депутатов противоречит Конституции и не может считаться законным источником конституционного права.
Задача 2
Вопрос: Является ли Россия правопреемницей Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, – правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами это регулируется?
Ответ:
Правопреемство Российской Федерации:
- Российская Федерация является правопреемницей Российской империи и СССР. Это закреплено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, а также в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года №101-ФЗ.
- В международной практике признано, что Российская Федерация как субъект международного права продолжает международно-правовую личность СССР, включая права и обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР.
Правопреемство Санкт-Петербурга:
- Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации не является правопреемником губернского города Санкт-Петербурга. Вопросы правопреемства административных единиц в составе Российской Федерации регулируются Конституцией РФ и федеральными законами.
- Административные изменения и реорганизация субъектов Российской Федерации регулируются федеральными законами и Конституцией РФ (глава 3 Конституции РФ). Права и обязательства от губернского города Санкт-Петербурга к современному субъекту РФ не передавались.
Таким образом, требования ассоциаций держателей царских займов и займов советского правительства не могут быть удовлетворены на основании правопреемства современных российских субъектов от административных единиц Российской империи или СССР.
Задача 3
Вопрос: Какова правовая природа органов местного самоуправления и каковы особенности права граждан на осуществление местного самоуправления?
Ответ:
Правовая природа органов местного самоуправления:
- Органы местного самоуправления действуют на основании Конституции РФ (глава 8) и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.
- Местное самоуправление не является частью системы государственной власти, но органы местного самоуправления обладают правом принимать нормативные акты по вопросам местного значения в пределах своей компетенции (ст. 130-133 Конституции РФ).
Особенности права граждан на осуществление местного самоуправления:
- Граждане Российской Федерации имеют право на участие в местном самоуправлении путем выборов, референдумов, собраний и других форм непосредственной демократии (ст. 32 Конституции РФ).
- Решения органов местного самоуправления, принятые в установленном порядке, обязательны для исполнения на территории соответствующего муниципального образования.
- Низкая явка на выборах органов местного самоуправления не лишает их легитимности, так как выборы проводятся в соответствии с избирательным законодательством, и избранные органы действуют от имени всех жителей муниципального образования.
В случае с решением об обязательном ежегодном субботнике, оно является правомерным, если принято в установленном порядке и в пределах компетенции органов местного самоуправления. Гражданин К.В. Ансумов может обжаловать решение в суде, если считает его противоречащим законодательству.