Действия начальника ОВД города А. необходимо оценить с точки зрения соответствия законодательству Российской Федерации, регулирующему полномочия органов внутренних дел и порядок проверки документов граждан. Проанализируем ситуацию с точки зрения норм права.
1. Полномочия полиции по проверке документов
Согласно статье 13 Федерального закона "О полиции" (№ 3-ФЗ от 07.02.2011), сотрудники полиции имеют право требовать у граждан документы, удостоверяющие личность, в случаях, если:
- Есть основания полагать, что они находятся в розыске или совершили правонарушение;
- Они подозреваются в совершении преступления;
- Есть необходимость проверки документов для обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий;
- Существуют иные обстоятельства, предусмотренные законом.
Таким образом, сотрудники полиции могут проверять документы только при наличии законных оснований. Генеральная проверка всех граждан, пребывающих на территории, не соответствует этим основаниям, так как она не предусматривает индивидуального подхода и наличия объективных причин для проверки.
2. Приказ начальника ОВД: оценка полномочий
Начальник ОВД, как должностное лицо, обладает правом издания локальных нормативных актов и приказов, регламентирующих деятельность подчиненных сотрудников. Однако его приказы не должны противоречить федеральному законодательству.
В данном случае приказ начальника ОВД:
- Устанавливает конкретные места и территории проведения проверок документов.
- Закрепляет должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок.
- Устанавливает запрет для иных сотрудников проводить проверки.
- Утверждает перечень документов, удостоверяющих личность.
На первый взгляд, это может показаться организационной мерой, направленной на реагирование на обострение криминогенной обстановки. Однако в указанном приказе есть ряд существенных правовых нарушений:
2.1. Нарушение принципа законности
Согласно Конституции РФ и федеральным законам, проверка документов у граждан должна основываться на конкретных законных основаниях. Генеральная проверка всех граждан без индивидуальных оснований нарушает права и свободы, гарантированные статьей 27 Конституции РФ (право на свободу передвижения). Также нарушается статья 21 Конституции РФ, гарантирующая защиту достоинства личности, так как массовая проверка может носить дискриминационный и унижающий характер.
2.2. Превышение полномочий
Начальник ОВД не вправе издавать приказы, которые фактически вводят новые ограничения для граждан и обязывают их в массовом порядке предъявлять документы без законных оснований. Такие полномочия относятся к компетенции федерального законодателя. Локальный приказ не может устанавливать дополнительных ограничений, не предусмотренных федеральным законодательством.
2.3. Ограничение полномочий сотрудников полиции
Запрет на проведение проверки документов иными сотрудниками, не указанными в приказе, также вызывает сомнения. Федеральное законодательство (в частности, Закон "О полиции") не предусматривает возможности начальника ОВД ограничивать полномочия отдельных сотрудников, если эти полномочия закреплены за ними на уровне федерального закона.
2.4. Перечень документов
Приложение к приказу, содержащее перечень документов, удостоверяющих личность, также может быть проблематичным. Согласно постановлению Правительства РФ № 828 от 08.07.1997 "Об утверждении перечня основных документов, удостоверяющих личность", перечень таких документов установлен на федеральном уровне. Начальник ОВД не вправе изменять или уточнять этот перечень для целей проверки.
3. Превышение должностных полномочий
Издание такого приказа может быть расценено как превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ). Если приказ влечет за собой существенное нарушение прав граждан или причинение вреда, это может повлечь уголовную ответственность начальника ОВД.
4. Обострение криминогенной обстановки: допустимые меры
В условиях обострения криминогенной обстановки начальник ОВД вправе предпринять меры по усилению охраны общественного порядка. Однако такие меры должны соответствовать закону. Например:
- Увеличение количества патрулей на улицах;
- Проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках закона;
- Информирование граждан о необходимости носить при себе документы, удостоверяющие личность, без обязательной проверки у всех подряд.
5. Вывод
Приказ начальника ОВД города А. является неправомерным, поскольку:
- Он нарушает Конституцию РФ и федеральное законодательство, вводя необоснованное ограничение прав граждан на свободу передвижения.
- Он превышает полномочия начальника ОВД, устанавливая новые требования и ограничения, не предусмотренные законом.
- Он ограничивает права сотрудников полиции, закрепленные на федеральном уровне.
Данный приказ может быть обжалован в судебном порядке, а его исполнение – прекращено как неправомерное. Начальнику ОВД следует принимать меры, соответствующие федеральному законодательству, для обеспечения правопорядка в условиях обострения криминогенной обстановки.