В период правления Петра I и Екатерины II в России произошло множество преобразований, в том числе и в сфере образования. Вот два ключевых события, связанные с каждым из этих правителей:
Петр I
Создание Навигацкой школы (1701 год):
Петр I уделял огромное внимание развитию военно-морского флота и инженерного дела. В 1701 году в Москве была основана Навигацкая школа, ставшая первым светским учебным заведением в России. В ней обучали математике, навигации, астрономии и другим дисциплинам, необходимым для подготовки морских офицеров и инженеров. Это событие знаменовало собой начало систематического образования в области точных наук и техники.
Основание Санкт-Петербургской Академии наук (1724 год):
Петр I стремился интегрировать Россию в европейское научное сообщество. В 1724 году он подписал указ об учреждении Академии наук в Санкт-Петербурге (формально открыта в 1725 году, уже после его смерти). Академия стала центром научных исследований и образования, где работали выдающиеся ученые своего времени. Она также способствовала развитию высшего образования в России.
Екатерина II
Учреждение Смольного института благородных девиц (1764 год):
Екатерина II продолжала реформы в образовании, начатые Петром. В 1764 году в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц, первое в России женское образовательное учреждение. Оно предоставляло образование дочерям дворян, обучая их не только чтению и письму, но и более широкому кругу предметов, включая музыку, танцы и иностранные языки. Это событие сыграло важную роль в развитии женского образования в России.
Школьная реформа и создание народных училищ (1786 год):
В 1786 году Екатерина II провела реформу системы образования, издав «Устав народных училищ», который предусматривал создание сети начальных и средних школ по всей стране. Эта реформа заложила основы государственной системы образования в России, сделав обучение более доступным для различных слоев населения, хотя и не для всех. Училища обеспечивали базовое образование в области грамоты, арифметики и других предметов.
Оба правителя внесли значительный вклад в развитие образования в России, стремясь модернизировать страну и приблизить её к стандартам ведущих европейских держав.